Цена:
WeMos Lolin32 ESP-WROOM-32 Платформа разработки IoT-приложений с Bluetooth/WiFi передатчиком на контроллере беспроводной связи ESP32
Основополагающей идеей развития микроконтроллеров на сегодняшний день остаётся минимизация размеров кристаллов микросхем с одновременным увеличением содержащихся в единой структуре интегрированных компонентов. Добившись значительного успеха с чипами ESP8266, компания Espressif Systems не остановилась на достигнутом. Продолжив движение в ногу со временем и сотворив маленькое чудо, она выпустила на рынок совершенно новое мощное и гибкое решение, объединяющее в себе не только популярные стандарты беспроводной связи WiFi и Bluetooth, встречающиеся повсеместно практически в любых современных электронных устройствах, но и по-настоящему обширные инновационные возможности, расширяющие спектр использования микроконтроллера ESP32 в разнообразных проектах с низким энергопотреблением, разрабатываемых как многочисленными любителями-энтузиастами, так и профессиональными специалистами.
Контроллеры с ядром ESP32 могут быть задействованы в различных и по-своему уникальных приложениях: связывающие устройства для концептуальных вычислительных сетей Интернет вещей (IoT), включающие инструменты по сбору и хранению данных или объединению всевозможных датчиков, устройства аудио или видео стриминга, дополнительные надстройки к полноценным электронным продуктам, элементы механизмов распознавания речи или изображений. А также находят применение в домашней автоматике, управляющей освещением, силовыми розетками или дверными замками. ESP32 может участвовать при разработке схем координирования и взаимодействия индустриального оборудования или систем мониторинга за электронными метками (маяками), образовательной, промышленной и сервисной робототехнике, в детских игрушках, в любых компактных портативных умных устройствах.
Технические характеристики
Автономное питание, заряд батареи, индикация
Платформа WeMos Lolin32 включает в себе совокупность аппаратных средств, сочетающих первоочередной набор оборудования, необходимого для создания практически готового полноценного и независимого IoT-устройства, работающего от стационарного или от автономного источника питания в виде перезаряжаемого литиевого аккумулятора произвольной формы и размера. Кроме чипа ESP-WROOM-32 и всей минимальной элементной обвязки, схема платы предусмотрительно располагает контроллером LTC4054. Он занимается отслеживанием и корректировкой уровня напряжения единственного элемента питания, предварительно устанавливаемого в конструкцию разрабатываемого проекта. Внедрение механизма резервного (аварийного) питания от внешнего источника обозначено главной причиной - постоянная и стабильная дееспособность устройства на чипе ESP32 в условии возможного кратковременного или продолжительного перебоя в работе основного источника постоянного напряжения, приводящего к неблагоприятным, а порой и нежелательным последствиям.
В режимах автономного или аварийного питания, чип LTC4054 отслеживает текущее напряжение батареи. Заряженная литиевая аккумуляторная батарея выдаёт на своих контактах 3.8 вольта. В активных режимах платформы Wemos Lolin32 ESP-WROOM-32, напряжение элемента питания плавно снижается, причём чем больше нагрузка на плату, тем быстрее происходит разряд. Если его значение достигает отметки 2.9 вольта, передача энергии в схему платы прекращается до тех пор, пока не будет произведена повторная подзарядка. Микросхема LTC4054 генерирует невысокий ток заряда 500 мА с напряжением 4.2 вольта, достаточных для заряда одного литиевого аккумулятора с номинальной ёмкостью 2200-3000 мА.
Встроенный светодиодный индикатор голубого цвета, подключенный к контроллеру LTC4054, отображает текущее состояние заряда аккумулятора. Его постоянное свечение сообщает о том, что аккумулятор находится в режиме подзаряда. По окончании цикла заряда батареи (или физическом отсутствии элемента питания), светодиод полностью гаснет. Возникающие короткие вспышки индикатора вызваны особенностями функционирования контроллера LTC4054.
Обзор контроллера Wemos Lolin32 ESP-WROOM-32, компоновка элементов на плате
Первое включение, порт USB
Всё необходимое для быстрого начала работы с модулем Wemos Lolin32 уже присутствует на самой плате. Общение между компьютером и платформой Lolin32 реализовано на чипе преобразователя интерфейсов Silabs CP2104, установленного в плату и связывающего между собой основной контроллер ESP-WROOM-32 и встроенный порт USB. Всё, что требуется от пользователя, это соединить ПК и плату обычным проводом с разъёмами USB A - микроUSB B. Если устройства с подобной микросхемой CP2104 ранее не подключались, операционная система Windows попросит установить соответствующий драйвер.
В первую очередь, порт USB предназначен для управления модулем. Он позволяет вносить в контроллер ESP32 свои приложения или загружать фирменное программное обеспечение (прошивку). В ином случае, USB-порт используется только для питания платы.
Домен питания реального времени RTC, режимы энергосбережения ESP32
Микросхема ESP32 подготовлена разработчиками из Espressif Systems к нескольким рабочим режимам, зависящим от особенностей конструируемого изделия и способов его энергоснабжения. Обладая надёжным внешним источником постоянного стабильного напряжения, контроллер может свободно функционировать в полноценном активном режиме. С другой стороны, автономное или аварийное питание от аккумуляторной батареи, заставляет задумываться о максимальном и эффективном энергосбережении, напрямую связанным с продолжительностью работы платформы Wemos Lolin32. Для подобных целей, в кристалле ESP32 размещён сопроцессор с ультранизким энергопотреблением (ULP-сопроцессор) и предусмотрены следующие режимы:
Распиновка Wemos Lolin32, цоколёвка выводов ESP-WROOM-32 ESP32
Приём и передача цифровых данных между контроллером и периферией, подключенной к контактам общего назначения платы (GPIO), построена на 3.3-вольтовой логике. Входящее/исходящее напряжение цифрового вывода, находящееся в диапазоне +2.64...+3.6 вольт, принято называть высокоуровневым сигналом или логической единицей. Напряжение в интервале -0.3...+0.33 вольт - низкоуровневым сигналом или логическим нулём. Многие выводы ESP-WROOM-32 имеют встроенные управляемые резисторы, устанавливающие уровень логического сигнала контакта на плюс (подтягивание) или на минус (стягивание). Большинство контактов платы могут быть смультиплексированы с различными интерфейсами (UART, I2C, I2S, PWM, HSPI, VSPI, служебный канал EMAC, и другие). Рекомендуемый ток отдельного вывода GPIO составляет 6 миллиампер, предельный ток - 12 миллиампер.
Следует избегать превышения значений максимального тока более 12 миллиампер и напряжения более 3.3 вольта на контактах GPIO, способного повредить микроконтроллер ESP32.
Специальные функции и интерфейсы
Встроенная SPI флеш-память 4 Мбайт контроллера ESP-WROOM-32 аппаратно привязана к 6 скрытым контактам (GPIO6-GPIO11), выводы которых отсутствуют на плате Wemos Lolin32. Не рекомендуется использовать эти контакты или переназначать их на другие функции.
Программирование в среде Arduino IDE
Прежде чем начинать писать и прошивать скетчи в платформу ESP32 Wemos Lolin32, следует добавить её совместимость со средой Ардуино ИДЕ. Для этого необходимо выполнить все шаги, описанные в главе "Добавление платформы ESP32 в Arduino IDE".
По умолчанию, подача питания контроллеру Lolin ESP-WROOM-32 запускает режим исполнения программного кода, ранее записанного во внутреннюю память. Прошивка нового скетча выполняется переводом контроллера ESP32 в режим программирования, путём замыкания контактов GPIO0 и GND (или удержанием заранее припаянной кнопки к этим контактам) в течение всего процесса до его полного завершения.
Выполняя программирование модуля, внутренний алгоритм редактора Arduino IDE прошивает одновременно с каждым новым скетчем собственное ПО для ESP32, таким образом удаляя из соответствующей области памяти предыдущие версии прошивок.
Следующий простой пример заставляет мигать программируемый светодиод, совмещённый с выводом GPIO5.
void setup() {
// Инициализируем контакт LED_BUILTIN (GPIO5) в режим вывода
pinMode(LED_BUILTIN, OUTPUT);
}
void loop() {
// Зажигаем светодиод низкоуровневым сигналом LOW
digitalWrite(LED_BUILTIN, LOW);
// Ждём секунду
delay(1000);
// Выключаем светодиод высоким уровнем напряжения HIGH
digitalWrite(LED_BUILTIN, HIGH);
delay(1000);
}
Некоторые цифровые контакты GPIO в чипе ESP32 предназначены только для получения данных от периферии. Пример скетча, наблюдающего за состоянием вывода GPIO36 и передающего значения в последовательный порт.
// Определяем контакт
int INPUTpin = 36;
// Задаем переменную для хранения уровня сигнала, 0 - низкий, 1 - высокий
int VAL = 0;
// Подготовка
void setup() {
// Инициализируем контакт на ввод данных
pinMode(INPUTpin, INPUT);
// Открываем последовательный порт на скорости 115200 бит/сек
Serial.begin(115200);
}
// Основной цикл
void loop() {
// Считываем значение на входе контакта GPIO
VAL = digitalRead(INPUTpin);
// Выводим информацию в последовательный порт
Serial.println(VAL);
// Ждем секунду
delay(1000);
}
Датчик Холла, определение магнитного поля
Микросхема ESP32 содержит в себе встроенный резисторный датчик на основе эффекта Холла. Когда контроллер находится непосредственно в магнитном поле, датчик генерирует невысокое напряжение, изменяемое от силы поля или его полярности. Напряжение проходит через усилитель сигнала и измеряется аналого-цифровым преобразователем АЦП1. Пример считывания:
int val = 0;
void setup() {
Serial.begin(9600);
}
void loop() {
// Считываем значения измерений
val = hallRead();
// Выводим результат в последовательный порт
Serial.print("Сенсор = ");
Serial.println(val);
delay(500);
}
Величина измерения силы поля напрямую зависит от расстояния между ESP32 и источником магнитного поля. Чем ближе их расположение друг к другу, тем больше значение. Изменение полярности приводит к перемене положительных значений на отрицательные и наоборот. Результат хорошо виден на картинке. При поднесении магнита противоположными полюсами, значения изменялось с положительного на отрицательное.
Управление Wemos Lolin32 через WiFi-сервер и Bluetooth-соедиение
Примеры демонстрируют способы беспроводного подключения, при помощи которых возможно управление над встроенным светодиодом контакта GPIO5.
В первом примере создаётся простой веб-сервер. После подключения к заданной точке WiFi, в последовательный порт выводится IP-адрес, присвоенный Wemos Lolin32, и программа ожидает входящей команды. На любом смартфоне, планшете или ПК, подключенным к той же WiFi-сети, выполняется переход на веб-страницу с полученным IP-адресом (например, 192.168.0.104), отображающую текстовые команды включения и отключения светодиода.
Принцип управления основан на считывании определённой команды, передаваемой вслед за IP-адресом, во время каждого нового клиентского обращения к серверу. Если команда не задана при обращении, она автоматически подставляется в конец строки нажатием соответствующей текстовой команды в окне веб-страницы, после чего связь с клиентом разрывается.
ESP32_SimpleWiFiServerLedBlink.ino
Во втором примере показан метод соединения по Bluetooth. Скетч определяет MAC-адрес ESP32 и выводит его значение в последовательный порт, ожидая команду от клиента. Сопряжение с внешним Bluetooth-устройством выполняется вручную (например, в настройках Bluetooth-соединения смартфона или планшета). Управление свечением светодиода задаётся цифровой командой "1" или "0", отправленной из приложения Bluetooth Terminal (загружаемого из Google Play).
ESP32_SimpleBluetoothLedBlink.ino
Внутренняя память Wemos Lolin32, файловые системы SPIFFS и FATFS
Плата Lolin32 Wemos оснащена микросхемой SPI-памяти 4 Мегабайт (32 Мегабита). Память нужна для хранения фирменного ПО (прошивки) и исполняемого кода. Распределение памяти на разделы напрямую зависит от размера программного приложения, количества подключаемых библиотек, необходимости создания файловой системы или области OTA (обновление по воздуху). По желанию пользователя, величина каждого из разделов может быть изменена, но их суммарный размер не должен превышать общего доступного пространства физической памяти.
Файловая система SPIFFS размещается в отдельно создаваемом разделе и даёт пользователю возможность хранить в своей энергонезависимой области различные данные: текстовые файлы с данными скетча, файлы различных настроек, графические файлы и готовые веб-страницы для веб-сервера, и так далее. В целом, файловая система SPIFFS очень похожа на аналогичные системы, реализуемые в ПК. С её помощью совершаются разнообразные действия над любым из файлов: создание, открытие для считывания или записи, удаление и переименовывание. В случае с настройкой на совместимость с платой Wemos Lolin32, среда программирования Arduino IDE (1.8.10) с предустановленным дополнением поддержки ESP32 (v1.0.4) предлагает на выбор скромный набор схем распределения разделов:
Более широкий список схем распределения памяти раскрывается при указании в настройках редактора совместимость с платой ESP Dev Module.
Переносить данные в файловую систему можно прямо из среды разработки Arduino IDE, предварительно установив дополнение "Загрузчик данных скетча для ESP32". Образ файловой системы формируется загрузчиком Ардуино ИДЕ как единое целое, исключая возможность последующей частичной записи или удаления.
Существует одна очень важная особенность SPIFFS — она не поддерживает каталоги. Так если создаётся файл с путём "/dir/test.txt", SPIFFS фактически создаст файл с таким же именем, вместо файла с именем "test.txt" внутри папки "/ dir". Пример использования базовых функций системы SPIFFS. В архиве содержаться файлы, используемые в тексте программы примера, которые должны быть включены в образ SPIFFS.
В сравнении с файловой системой SPIFFS, зарекомендовавшей себя ещё в предыдущем поколении ESP8266, поддержка новой системы FATFS добавлена в ядро Arduino IDE сравнительно недавно. В целом, они очень похожи друг на друга с той лишь разницей, что FATFS/FFAT действительно быстрее работает с операциями над файлами. Скорость новой системы точно пригодится в проектах со светодиодными панелями или матрицами при анимации изображений, в которых SPIFFS намного медленнее считывает данные или ищет нужную информацию в памяти из большого количества файлов, приводя к заметным задержкам. Совместимость с платой ESP Dev Module позволит добавить в редактор Arduino IDE поддержку раздела FATFS и подобрать его размеры под пользовательское приложение.
Обновление прошивки Wemos Lolin32 на ПО с интерпретатором AT команд
Коллектив компании Espressif Systems, для своих чипов ESP32 и их разновидностей, выпускает прошивки со встроенным интерпретатором AT-команд, основанные на открытых программных наборах разработки ПО (SDK) ESP-IDF. Пользователь имеет возможность компилировать собственные кастомные прошивки, добавляя или исключая поддержку необходимых в проекте функций. В подобных прошивках, способ управления процессором WROOM-32 значительно отличается. В коде прошивки заложен перечень предопределённых заскриптованных команд, выполняющие различные действия с настройками контроллера ESP-WROOMR-32. АТ команды позволяют устанавливать и разрывать WiFi- или Bluetooth BLE-соединения, отправлять и получать данные, работать c файловой системой (в оригинальной прошивке функция отключена) или менять параметры шины UART. Любая АТ команда передаётся в Wemos Lolin32 через периферийный последовательный интерфейс UART (GPIO16, GPIO17) от ведущего устройства и всегда начинается с аббревиатуры АТ. Главная шина UART0 в Lolin32 задействована исключительно для программирования процессора. Перечень поддерживаемых АТ команд опубликован в разделе "Техническая информация".
Все актуальные архивы прошивок для ESP-WROOM-32 с интерпретатором АТ команд размещены в свободном доступе на страничке официального сайта производителя. В состав прошивки входят несколько бинарных файлов (.bin), назначение которых понятны по названию. Адреса размещения областей в памяти для каждой составляющей части (раздела) записаны в текстовом файле download.config. Разработчик контроллера ESP32 предлагает обновлять ПО с помощью готовой универсальной программы Flash Download Tools.
Перед записью новой версии ПО, крайне рекомендовано удаление всей ранее хранящейся информации и таблицы размещения разделов из флеш-памяти WROOM-32 (кнопка ERASE). Эта процедура помогает избежать возможных последующих ошибок запуска контроллера ESP32. И очистка памяти, и обновление ПО, подразумевают предварительный перевод контроллера ESP32 в режим программирования.
В среде разработки приложений Arduino IDE, чтобы получить доступ к АТ командам, необходимо подключить к USB-порту ПК дополнительный преобразователь USB-в-TTL, правильно соединить контакты RX, TX, и выводы GND обоих плат. После чего изменить в настройках редактора COM-порт совместимой платы на присвоенный адаптеру CP210x USB-TTL и открыть на скорости 115200 бод монитор последовательного порта. Работоспособность прошивки проверяется отправкой простой команды "АТ", возвращающей в окно ответ "ОК".
Добавление платформы ESP32 в среду разработки Ардуино ИДЕ
Изначально, в среде разработчика Ардуино отсутствует поддержка ESP32. Добавление платформы ESP32 выполняется за несколько простых шагов. Перед установкой дополнения, рекомендуется обновить редактор Arduino IDE до последней версии.
https://dl.espressif.com/dl/package_esp32_index.json
Принципиальная схема Wemos Lolin32
Техническая информация
Полезные ссылки
г. Москва, Пятницкое ш. д. 18, пав. 566
zakaz@compacttool.ru
8-495-752-55-22
Информация представленная на данном информационном ресурсе преследует исключительно рекламные цели и не является договором-офертой !
© Все права защищены 2015 - 2024г https://compacttool.ru